ЦЕЛЬ:Учить детей читать прозаические тексты,соблюдая интонацию;формирование умения выделять главное в прочитанном тексте;развитие речи,мышления,творческого воображения;формирование нравственных представлений о дружбе и взаимоотношениях между детьми.
ХОД УРОКА: 1. Организационный момент.
-Сегодня наш урок чтения начнется немного необычно с песни,которую исполнит Аня.Вы,ребята внимательно прослушайте слова и подумайте: Почему именно эта песня звучит на уроке. (Песня «Лучший друг» -исполняется 1 куплет) -Как думаете почему звучала именно эта песня? -Как одним словом сказать о чем песня?(о дружбе,о друге)
2.Тема урока
1) ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
-Сегодня мы с вами знакомимся с новым разделом (открываю на доске
запись «Я И МОИ ДРУЗЬЯ»-читает ученик)
-Откроем в учебнике с.29.Что изображено на рисунке?Почему на рисунке
много игрушек?
-Как вы думаете ,о ком или о чем будут произведения в нашем новом
разделе?
-Знаете ли вы,что такое дружба и умеете ли вы дружить?
-Думали ли вы о том с кем можно дружить,только ли с одноклассниками?кто
еще может быть вашим другом?
-Сейчас мы с Никитой прочитаем диалог на с.ЗО.Я буду читать от имени автора ,а Никита будет отвечать от имени детей нашего класса.
(чтение текста с.ЗО) -Кто же может быть нашими друзьями?
-Давайте прочитаем,какие книги и каких авторов советуют нам для домашнего чтения(дети читают)Как думаетею чем эти книги?Вы можете найти их в библиотеке,попросить купить родителей в книжном магазине,прочесть самостоятельно^ потом рассказать нам в классе чему вас научили эти произведения и что нового и интересного вы узнали.
ФИЗМИНУТКА «КАК ЖИВЕШЬ?»
2) Ю.ЕРМОЛАЕВ «ЛУЧШИЙ ДРУГ»
-Сегодня на уроке прозвучала песня «Лучший друг».А какой он «лучший друг»?Давайте подумаем и начнем наш разговор словами «лучший друг-это..» (ответы детей)
-Итак,мы рассказали друг другу,кто такой друг,вы высказали интересные суждения,а теперь приготовьтесь к слушанию.Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ермолаева «Лучший друг» (Открываю запись на доске)
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА УЧИТЕЛЕМ.
БЕСЕДА ПО ПРОЧТЕНИЮ:
-Понравились ли вам герои?
-Почему смутился Коля и разжал кулаки,он испугался или понял,что нельзя
быть жадным?
ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ПО ЦЕПОЧКЕ
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ:
-Что рассердило Колю?
-А вы бы рассердились?Согласны ли вы с Колей,что нельзя брать чужие
вещи без разрешения?
Как Коля намеревался поступить с Вовой?
-Что вы можете сказать о поступке Вовы? Повлиял ли он на Колю?
-Почему автор назвал свой рассказ «Лучший друг»?
-Какие пословицы о дружбею друге вы знаете?
(дети называют пословицы)
-На доске у меня записаны новые пословицы:
НАСТОЯЩЕМУ ДРУГУ ЦЕНЫ НЕТ
С ЛЮДЬМИ БРАНИТЬСЯ-НИКУДА НЕ ГОДИТЬСЯ
О СЕБЕ ЗАБОТЬСЯ,А ТОВАРИЩА НЕ ЗАБЫВАЙ
-(дети читают вслух пословицы)
-Скажите,какая из них отражает содержание рассказа? (1,2)
ФИЗМИНУТКА «СОТВОРИ В СЕБЕ СОЛНЦЕ»
3 .Е.БЛАГИНИНА»ПОДАРОК»
-А теперь послушайте стихотворение и скажите,что общего в рассказе «Лучший друг и стихотворении?.
(Чтение наизусть стих-я «Подарок»)
-Что общего?( произведения о друге)-
-Как бы вы назвали это стихотворение,почему именно так?
-А автор этого стихотворения Елена Благинина назвала это стихотворение
«Подарок» (открываю запись на доске)
ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ В ПАРАХ
(одновременно индивидуальное чтение)
-Дети,у кого на парте стоит желтый цветок-читают и готовяться к
выразительному чтению.
ЧТЕНИЕ ВСЛУХ 1-3 ученика.
-Жалко ли было девочке игрушку?
-Почему же она ее отдала?
-Можно ли назвать девочек хорошими подругами?
-Найдите на доске пословицу,соответствующую содержанию стихотворения.
(дети читают 3 пословицу и доказывают,почему)
4.0БОБЩЕНИЕ
-Сегодня мы с вами узнали новые произведения ,чему они вас научили? -Я надеюсь что вы теперь будете более внимательно относиться друг к другу,беречь своих друзей,стараться не обижать их и не сердиться самим. А теперь мы с вами напишем какие же главные качества должны быть у настоящего другаю
РАБОТА В ГРУППАХ «РОМАШКА» (каждой группе дается лепесток ромашки,обсудить и написать одно качество друга,прикрепить на доску)
5.ИТОГ
-Вот такая замечательная ромашка у нас получилась,прочтем ,каким же
должен быть настоящий друг(читает каждый от группы )
-Чему вас научили произведения^ которыми мы сегодня познакомились?
6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
-Выразительное чтение стих-я с.ЗЗ
-Подготовить небольшой рассказ о своем друге:за что вы его цените,какой он
ваш лучший друг
Путешествие в страну сказок. (3-4 классы)
- Ребята, с самого раннего детства вы слышали сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса - то Змей Горыныч уносит красавицу
- царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками, то хитрая лиса обманывает всех.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир сказок. В нашем путешествии будет участвовать 3 команды по 10 чел и конечно - же нам будут помогать наши болельщики. Сейчас каждой команде будет разданна разрезная картинка, собрав которую, вы узнаете название своей команды. (звучит музыка)
- Получились у нас команды
0>^> 1.
5 Ь 2. Гйм - ^е^Т у 2.
3. 3.
-Команды готовы к путешествию. 2 класс - А откроет это путешествие ученики 2-в класса. Они покажут сказку/
1 задание - ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Все команды заранее получили домашнее задание инсценировать отрывок из сказки.
Итак, команды готовы. Смотрим внимательно, чья команда первой отгадает сказку,
получает 1 балл.
- Сказки показывать, оказывается, вы большие мастера. А теперь узнаем, читаете ли вы
их.
2 задание - ВИКТОРИНА
ft- • Назовите, чья близкая родственница жила в деревне, за мельницей, в первом
домике с края. (Бабушка Красной Шапочки) Л b • В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами. («Двенадцать месяцев») 3 &- • Как зовут девочку из сказки «Гуси - лебеди». (Никак) /^ • На чем возвратилась в сказке Маша домой к бабушке и дедушке. (В коробе) Л «• • Правило, обязательное для всех жителей Изумрудного города. (Носить зеленые
очки) ^ • Какой титул присвоил кот в сапогах своему хозяину. (Маркиз)
3 задание - СКАЗОЧНАЯ ЭСТАФЕТА
Давайте вспомним, на чем передвигались герои разных сказок. Чья команда
последней назовет средство передвижения, та и получит очко.
(ступа, сапоги - скороходы, ковер-самолет, метла, печка, ядро, туфли, летучий
корабль, прутик, короб,)
Вот и мы с вами попробуем совершить путешествие на одном из этих средств.
- Ядро Барона Мюнхаузена. Участник от команды, зажав между коленками воздушный шарик, должен преодолеть путь.
- Змей Горыныч. Приглашается 3 участника от каждой команды. Ноги стоящего в середине связываются с ногами стоящих по бокам. Стоящие по бокам машут руками, имитируя крылья.
4 задание - БЛИЦ - ТУРНИР
В этом конкурсе у нас участвует по три участника от каждой команды. Дается
по 10 вопросов. Вам нужно дать как можно больше правильных ответов. Если
вы не знаете ответа, говорите «Дальше». Каждый-нравильнын ответ стоит-1
балл.
Начинает 1 команда. Время пошло.
- Как звали корову кота Матроскина. (Мурка)
- Кто дал золотой ключик Буратино. (Черепаха Тортилла)
- Скольких разбойников перехитрил Али-Баба. (40)
- Кто должен был выложить слово «вечность». (Кай)
- Сколько раз бросал старик невод в море. (3 раза)
- Как звали сестру доктора Айболита.(Варвара)
- Кого называл Балда младшим братом. (Зайца)
- В какой сказке медведь сочинял стихи. («Вини - Пух и все-все-все»)
- Кто написал книгу «Приключения Незнайки». (Н.Носов) Ю.Чем кормила лиса журавля. (Кашей)
Слово предоставляется 2 команде.
1. Как зовут волшебницу, которая боялась воды. (Бастинда)
- С какой книгой пошел Буратино в школу. (Азбукой)
- Как зовут кота из Простоквашина. (Кот Матроскин)
- Кто варил кашу из топора. (Солдат)
- Сколько лет прожили старик со старухой у синего моря. (30 лет и 3 года)
- Сколько братьев было у Элизы из сказки «Дикие лебеди».(11 братьев)
- Снежная внучка Деда Мороза. (Снегурочка)
- Как звали джина, которого освободили из бутылки. (Хоттабыч)
- Кто превратился в прекрасного лебедя. (Гадкий утенок)
Ю.Какого насекомого в сказке Чуковского испугались все звери. (Таракана)
Вот и вторая команда показала свои знания. Приглашается 3 команда.
1. Кто разбил золотое яичко. (Мышка)
- Какое лекарство давала Мальвина Буратино. (Касторку)
- Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику. (Дудочка)
- Кто разговаривал с зеркальцем. (Царица)
- Кто путешествовал в Стране чудес. (Алиса)
- Назовите любимое выражение Карлсона. (Дело житейское)
- Мальчик, живущий в джунглях. (Маугли)
- Что помог построить водяной. (Летучий корабль)
- Самая мудрая героиня сказок. (Елена Премудрая)
10.Кто был брошен в море в бочке. (Князь Гвидон с матерью)
5 задание - НАЙДИ ПАРУ,
Каждой команде выдается листок с именами сказочных героев, и вам нужно
написать, кто в кого превращался. Участвует вся команда.
Василиса - царевна - лягушка
Князь Гвидон - комар, муха, шмель
Лебедь - гадкий утенок
11 братьев-принцев - лебеди
Пиноккио - осел
А пока наши команды работают, конкурс для болельщиков. НАЙДИ ЛИТЕРАТУРНУЮ ПАРУ,
1. Буратино и . Л&ШМ$1Ш6
!
•'
- Иванушка и .
- Спящая царевна и ":&8.i&ttt&.. .?jJ&?lU~
- Гердаи...............
- Лиса Алиса и.....................
Ловко к цели мы идем. Вы легко справляетесь. И к последнему этапу4 все мы
направляемся.. Давайте вспомним, как заканчиваются многие сказки.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Я вижу, что все вы любите сказки,
знаете их. Но еще есть очень много сказок, не прочитанных вами.
На прощание - загадка.
Снаружи смотришь - дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
А как зовется этот дом.
Попробуй угадай.
Правильно. Посещайте почаще этот дом. Читайте больше и вы станете
грамотными людьми и интересными собеседниками.
НАГРАЖДЕНИЕ.
и^- |