Payday loans
Главная Советы психолога для родителей "Как готовить ребенка к школе?"

"Как готовить ребенка к школе?"

"Как готовить ребенка к школе?"
В наше время уже ни у кого не возникает вопроса: надо готовить ребенка к школе или не надо. Конечно, надо.
Обычно все взрослые стремятся развивать своего ребенка и как можно раньше.

 

Сейчас для этого есть много возможностей: продается различная литература по данному вопросу, развивающие игры и программы, используя которые родители могут заниматься с детьми сами, множество разнообразных студий и центров для малышей, занятия в детских садах, подготовительные занятия при школах, гимназиях, лицеях, индивидуальные занятия с педагогами, которые приходят на дом, частные детские сады. Что же лучше, что же может быть эффективнее для развития вашего ребенка? И с какого возраста начинать занятия? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Не буду оригинальной, если скажу, что развитие идет с самого рождения, а близкие люди могут этому способствовать или не способствовать. Развитие в младенческом возрасте - это отдельная большая тема. Отмечу лишь, что в основе его лежит эмоциональное благополучие малыша, и, прежде всего, выстраивание спокойных стабильных отношений с матерью. Безусловно, лучше, если с ребенком до трех лет основное время проводит мать. Это условие не во всех семьях выполнимо, многие женщины работают и не хотят или не имеют возможности сидеть в отпуске по уходу за ребенком. Поручают эту работу бабушкам или няням. Тем не менее, мы должны понимать, что это определенный компромисс.
Аксиомой звучит и то, что с ребенком надо играть, больше разговаривать, а позже и читать книжки. Добавлю лишь, что все это надо делать с удовольствием. Если вас тяготит общение с ребенком, если вы читаете ему книгу без эмоций, как газетную статью, то ребенок воспринимает эти занятия точно также как и вы, как скучное мероприятие. Если вы открываете перед маленьким ребенком книгу, то это должно быть мини-представление. Короче говоря, мы должны не занудно "отдавать свой долг", ухаживая за малышом, честно и добросовестно отрабатывать, а проживать вместе с ним определенный отрезок времени. 
Одно время было модно с шести мести - девяти месяцев знакомить ребенка с буквами, цифрами. Я помню малыша, который еще не умел ходить, ему показывали пластмассовые буквы, и он без ошибки тут же называл их. Сейчас этому мальчику семнадцать лет, он учится в колледже. Судя по учебе, он совершенно ничем не выделяется среди своих сверстников. В школе всегда учился удовлетворительно, средненько. Про таких обычно говорят: "Способный мальчик, но ленивый". Поэтому говорить, что раннее обучение грамоте как-то кардинальным образом может повлиять на дальнейшее обучение ребенка, я не могу, хотя на развитие безусловно влияет. Кроме того, если много энергии малыша уходит на развитие интеллектуальной сферы, значит, ее может не хватать где-то в другой области (например, в эмоциональной).
Все-таки до трех лет лучше ребенку предлагать развивающие игры (их сейчас большое количество в магазинах), включая разнообразные конструкторы, крупные деревянные или пластмассовые пазлы-вкладыши, пирамидки. Обязательно надо рассказывать сказки, истории. Единственным условием должно быть - не перебарщивать. Надо обязательно чувствовать ребенка, следить за тем, воспринимает ли он в данный момент информацию или нет. Игра с ребенком не должна представлять собой монолог взрослого. Это должна быть совместная деятельность, в которой ребенок заинтересован. Если ребенок в два - три года сам интересуется буквами, то его можно познакомить с азбукой. Но навязывать ребенку запоминание букв и цифр не рекомендуется.
Обычно специалисты, наблюдая за ребенком трех лет, обращают внимание на то, как сосредоточенно он играет, как долго и терпеливо он может следовать определенной цели (например, построить башню из кубиков), может ли с первого раза понять инструкцию к несложной игре, быстро ли воспринимает и запоминает зрительную информацию, соразмеряет ли зрительно геометрические формы, как развита мелкая и крупная моторика, на сколько развита речь, умеет ли строить предложения, любознателен ли. Встречаются такие дети, которые в три года уже знают цифры, названия цветов, геометрических форм, времен года. Это говорит о том, что у ребенка, прежде всего, развиты все перечисленные выше факторы, имеются природные задатки. Но эти дети скорее исключение из правил, и никогда не надо соревноваться, чей ребенок больше может. Всегда прислушивайтесь к своему ребенку и ориентируйтесь по нему и по тем нормам, которые предусмотрены специалистами. Даже если ваш ребенок имеет высокие задатки, остерегайтесь их эксплуатировать. Не стремитесь перегружать ребенка информацией. Помните о том, что во всем важно придерживаться золотой середины. Само по себе запоминание названий не является показателем развития. Более важными показателями является умение сосредоточиться на деятельности, умение услышать собеседника, воспринимать большой объем зрительной и слуховой информации, уровень развития мышления, крупной и мелкой моторики и, конечно, развитие эмоциональной сферы. Не скован ли ребенок, радуется ли полученным результатам, проявляет ли интерес к заданиям, спокоен ли, как общается с окружающими людьми. Важно, чтобы интеллектуальное развитие не шло за счет эмоциональной сферы ребенка. Другими словами, должен присутствовать определенный баланс между развитием интеллектуальной и эмоциональной сферой. Обычно это соблюдается, если ребенок играет в интеллектуальные игры с удовольствием, если занятия не навязываются ребенку. То, что ребенок запоминает механически, что для него незначимо, он очень быстро забывает. Любое развитие интеллекта без задействования эмоций для маленького ребенка неэффективно. Именно поэтому любое занятие для малыша должно иметь игровую форму. Очень часто, например, дети не запоминают времена года. "Сколько я ему повторяла?" - сокрушается бабушка пятилетнего внука. Можно повторять много раз, но если эта информация никак не затронула ребенка, не была ему интересна, то, скорее всего он про нее быстро забудет.
Вспоминается шестилетняя девочка Лиза, которая пришла в первый класс. Мышление слабенькое, плохо сосредотачивается, скованная, стеснительная. Мама показывает ее тетради. В них - программа первого класса по математике и письму. Тетради исписаны четким красивым детским почерком. Мама рассказала, что девочка весь предыдущий год занималась с учителем начальных классов. Когда начались занятия в первом классе, Лиза показала себя как самая слабая ученица. Она любила поиграть в куклы, в машинки, во что угодно, только не учиться. И что интересно, навыки счета и письма у нее были тоже очень слабыми. Видимо те механические умения, которые были приобретены по принуждению, без заинтересованности, без эмоциональной включенности, т.е. не имели для нее никакого смысла, быстро утратились. Это очень яркий пример, где наглядно видно, что все занятия проводились в сухой преподавательской манере, без задействования самой личности ребенка.
Итак, мы выяснили, что занятия должны быть яркими, интересными, проводиться в игровой форме, ни в коем случае не должны быть назидательными. Занятия должны быть выстроены системно по уровню сложности и новизны. Знакомство с абстрактной информацией не должно опережать наглядно-образную. Должен быть соблюден баланс между тем, чтобы у ребенка получалось что-то и тем, чтобы у него была возможность подумать и самому догадаться, как же решить полученное задание? И, конечно же, ребенок должен от них получать удовольствие, удовлетворение от получаемых результатов. Где же найти такие занятия?
Если Вы в состоянии обеспечить такое развитие дома, самостоятельно, то можете вполне этим заниматься. Не забывайте только о том, что после трех лет детям необходимо общение со сверстниками для их личностного развития. Поэтому старайтесь, например, совершать с ребенком прогулки там, где обычно гуляет много детей. И еще, не злоупотребляйте своей родительской властью. Если занятия пойдут в авторитарном режиме, то как бы у ребенка они не вызвали отторжения или не произошло бы нарушения ваших родительско-детских отношений. Вообще, хочу заметить, что роль родителя и педагога для своего ребенка совместить очень сложно. 
Если вы решили водить ребенка на занятия в какой-либо детский центр и посещаете занятия по выбору, то позаботьтесь о том, чтобы занятия были разноплановыми. Должно быть и развитие мышления, и развитие речи, и развитие общеучебных навыков, необходимых в дальнейшем для обучения в школе. Не забывайте про такие дисциплины, как музыка, танцы, рисование, лепка, физкультура. Они нужны в дошкольном возрасте не меньше, чем развитие математических представлений. И, если вы водите ребенка только непосредственно на занятия, то не забывайте о том, что он должен учиться общаться со сверстниками в свободной обстановке, в ролевых играх.
Если вы решили отдать ребенка в городской детский садик, то поинтересуйтесь, какие занятия там проводятся и насколько системно. Потому что в силу ряда причин, слабым звеном детских садов все же остается подготовка к школе. Обычно системно и профессионально поводятся занятия музыкой, потому что периодически дети выступают на праздниках, и наглядно видна работа музыкального работника.
Хуже дела обстоят с развитием интеллектуальной сферы. Потому что оценку деятельности конкретного садика дает районное управление образованием. А оно ориентируется на то, насколько ярко и наглядно проведен открытый урок, сколько у воспитателя или педагога развивающих игр, приготовленных своими руками, сколько у него методической литературы, на сколько профессионально и подробно составлены отчеты о его деятельности. При этом на бумаге можно показать высокую динамику продвижения конкретного ребенка и группы в целом. Становится понятным, куда смещается акцент деятельности самого добросовестного воспитателя… Обычно мы, родители благодарны воспитателям уже за то, что они весь день находятся с нашими детьми, следят за тем, как они кушают, как они одеваются, когда идут на улицу. Очень многие дети в подготовительных группах ходят дополнительно на курсы по подготовке к школе, которые находятся при школах, лицеях, гимназиях. 
Чем хороши или не хороши эти курсы? Давайте рассуждать логически. Кто ведет занятия на курсах при школах? Конечно, учителя начальных классов. Они менее ориентированы на подачу материала в игровой форме, у них реально нет такого арсенала интеллектуальных игр, как у педагога-дошкольника. Они частенько дублируют программу первого класса. А ведь вашему ребенку всего пять лет, даже не шесть. Есть ли эффект от таких занятий? Конечно, есть, но не в такой мере, как был бы у специалиста-дошкольника. Кроме того, есть вероятность усталости ребенка от этих занятий, а это нежелательно, так как ребенок, приходя в первый класс, уже будет иметь негативное представление об учебе. А ведь желание учиться, желание достигать успехов - это уже 50% того, что ребенок будет учиться хорошо. 
Многие родители приглашают педагогов на дом. Что ж, если это специалисты-дошкольники, то они вполне подготовят вашего ребенка к школе. Опять же, не забывайте для своего ребенка организовывать общение со сверстниками. И помните про такие дисциплины, как музыка, ритмика, рисование, лепка.
Если вам хватает средств поместить ребенка в частное дошкольное учреждение, то будет лучше, если оно будет достаточно крупное (не из пяти человек) и иметь солидный срок своего существования. Обычно в таких учреждениях воспитатели стараются внимательно следить за детьми, а педагоги - развить ребенка и подготовить к школе. В частных садах педагоги и воспитатели больше ориентированы на достижение ребенком высоких результатов, нежели на отчетность. Чаще всего дошкольные частные садики расположены при школах, и педагоги заинтересованы хорошо подготовить детей к школе, чтобы они остались в данном образовательном учреждении. 
Итак, предположим, взвесив все за и против, учитывая конкретную семейную ситуацию, материальное положение, мы, родители, выбрали оптимальный для нас способ подготовки к школе своего ребенка. 
Что же теперь, мы можем успокоиться? Оказывается, нет. Любой ребенок растет в семье и впитывает, прежде всего, семейную атмосферу, незримо перенимает семейные ценности, мировосприятие. Если мы не будем живо интересоваться его успехами и неудачами, искренне радоваться за него или огорчаться, то вряд ли он подумает, что его занятия - это значимая для него (и для родителей) часть жизни. Если это незначимо, то, наверное, не стоит тратить столько усилий на это, тем более, если не все сразу получается. В ребенке надо постоянно поддерживать познавательный интерес. Покупать ему и вместе с ним разгадывать кроссворды, играть в домино, шашки и т.д. Короче говоря, если вам самим это искренне интересно, не наигранно, если ребенок не воспринимает эти занятия как повинность, то ребенок, скорее всего, переймет этот интерес. И, напротив, если вам категорически неинтересно заниматься с ребенком, если вы не находите время, чтобы повторять логопедические упражнения, если у вас портится настроение, когда вам задают выучить дома стишок, или доделать какое-то задание, то совершенно естественно, что у вашего ребенка возникают такие же ощущения. И не лукавьте сами с собой. Может быть вы все, что надо делаете, но только потому, что это надо сделать, только потому, что это ваш долг. Вы думаете, ваше настроение не передается ребенку? Только он, в отличие от нас, взрослых, более искренний, непосредственный, и выражает свои чувства так, как есть на самом деле, а именно, говорит: "Не хочу!"
Я сейчас не призываю всех родителей стать увлеченными супер-воспитателями. Это невозможно. Я говорю лишь о том, чтобы не требовали от своего ребенка больше, чем можете сами. Бывает, приходит мама и рассказывает, что ее муж, отец ребенка, всегда был отстающим в классе, всегда учился из-под палки, никогда не был прилежным учеником. "Я боюсь, что мой сын будет таким же", - жалуется она. При этом она принуждает своего четырехлетнего ребенка делать то, что он не хочет (например, учить стихи), ставит ему завышенные требования, которые ребенок не в состоянии выполнить. Расстраивается сама и расстраивает ребенка, убеждая его, что он ни на что не способен. Со стороны видно, что женщина, сама того не замечая, делает ребенка ни на что не способным, внушая ему эту мысль. А ведь так важно в любом деле положительное самоотношение! Это основа любого начинания для ребенка, и для любого человека. 
Поэтому, пожалуйста, не тревожьтесь так сильно, если у вашего малыша не всегда что-то получается. Ему очень важна ваша добрая поддержка и оптимистический настрой.
Вспоминается мальчик Миша, который в 4 - 5 лет показывал низкий уровень мышления, памяти. Но занимался всегда с удовольствием. И желание достигать высоких результатов у него всегда присутствовало. Мишина мама спокойно относилась к скромным результатам своего ребенка, всегда поддерживала сына. У всех педагогов были весьма пессимистические прогнозы относительно этого мальчика. И вот, он пошел в школу. Желание учиться, достигать высоких результатов у него не угасало. И, к всеобщему удивлению, этот ребенок через некоторое время стал первым учеником в классе, не смотря на то, что среди детей были ученики с более высоким уровнем интеллектуальных способностей. 
Этот пример показывает, что развитый интеллект, приобретенные к школе общеучебные навыки - это еще не все, что обеспечивает отличную учебу. Самое главное, пожалуй, это стремление самого ребенка учиться хорошо и достигать высоких результатов, иметь познавательный интерес, любознательность. К этому еще необходимо приложить волю, терпение, чтобы кропотливо выполнять не очень интересные задания (а это в школе уже встречается часто). Необходимое качество - добросовестность, которое тоже воспитывается в семье (на сколько системно требовательно относятся дома к выполнению ребенком каких-либо дел). Кроме этого, необходима адекватная самооценка у ребенка. Если самооценка заниженная, то ребенок будет нервничать, беспокоиться, на это будет уходить много сил и внимания. Это может мешать в обучении. Поэтому старайтесь излишне не критиковать ребенка. 
Как понять, правильно ли мы выстраиваем отношения с ребенком или нет? На этот вопрос всегда надо ориентироваться по своему ребенку. Если он развивается гармонично, значит все в порядке. Если у ребенка что-то не ладится, если наметились поведенческие нарушения, значит, что-то мы не так делаем. Надо подумать, проанализировать сложившуюся ситуацию. Обратитесь за советом к воспитателям, педагогам, психологу.
Не расстраивайтесь, если что-то не получается, Помните, что идеальных родителей, равно как и детей не бывает. Трудности, которые возникают при воспитании детей - это нормальное явление. Главное - это то, что мы стараемся и прилагаем все усилия к тому, чтобы наши дети выросли образованными и счастливыми.



 
gimn
film
 

ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ОГЭ

Единый урок

Сетевичок

Группа в VK

Центр Мост


Поиск

Герб школы

ЛОГОТИП

 

Новости регионов

Пути движения транспортных средств и учеников

Ведущее образовательное учреждение России

Дети и интернет

Госуслуги

Телефон доверия

Российское образование

Федеральный портал

Профессия - учитель!

Памятные даты

История России